понедельник, 29 января 2018 г.

Три способа использовать Scrum в образовании. Часть 1

Давно обещала поделиться опытом применения в обучении методологии Agile Scrum, которую используют в ИТ-компаниях (и не только) для управления процессом создания продукта. Расскажу о 3 способах, которые удалось попробовать. В этом посте - про...

СПОСОБ 1. Электронный курс как ИТ-продукт

В Scrum создается так называемый бэклог, или резерв продукта - полный список будущих функций продукта в виде пользовательских историй вида:
Как [пользовательская роль], я хочу [действие], 
чтобы [ценность]

Если вспомнить, что электронный курс - это ИТ-продукт, то в его резерве могли бы появиться такие истории:
  • Как слушатель, я хочу возвращаться к ранее изученным модулям курса, чтобы повторять пройденный материал.
  • Как слушатель, я хочу иметь возможность пропускать вопросы теста, чтобы вернуться к ним позже.
  • Как преподаватель, я хочу получать на e-mail уведомление о выполненном задании, чтобы своевременно его проверить.
  • И т.п.
Важно для каждой пользовательской истории определить приоритет, а также связи между ними. Когда резерв продукта готов, начинается разработка спринтами - небольшими итерациями по 1-4 недели. В начале спринта команда собирается и составляет резерв спринта - выбирает истории, которые надо сделать за спринт. В конце спринта - представляет результаты и проводите ретроспективу: анализирует процесс разработки, предлагает улучшения. 

Похожее изображение


Делаем мы это в специализированном редакторе или средствами какой-то системы управления обучением (LMS), мы чаще всего отталкиваемся от возможностей используемой среды. "О, можно сделать, чтобы за просроченное задание оценка ставилась ниже!" - и накрутили штрафов. "О, глянь, тут можно вставить дяденьку и добавить ему реплики" - и вставили. Но лучше бы сначала составить список вот таких историй о том, как будут пользоваться вашим курсом - многое может поменяться в ваших задумках!

А чтобы составить такие пользовательские истории, нужно сначала проанализировать пользовательские "хотелки". Вы уверены, что штрафы будут мотивировать слушателя сдавать задания вовремя? Уверены, что на курс запишется больше людей, если вы его спрячете в LMS и заставите людей на него регистрироваться? 

Лучше все-таки пройти стадию анализа, сбора требований, а потом уже разрабатывать. При этом требования могут меняться, добавляться или становиться неактуальными - вот тут как раз на помощь придет Scrum как методология, которая позволит адаптироваться к этим изменениям прямо в ходе разработки. И, что на мой взгляд самое важное - именно формат пользовательских историй позволяет лучше всего понять, какую ценность получит пользователь вашего курса от каждой заложенной в курс возможности.

Продолжение следует...