воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Первый опыт в виртуальной реальности

До вчерашнего дня я знакомилась с виртуальной реальностью (ВР) для образования только в демонстрационном ключе: посмотреть, почитать, послушать. А вчера довелось, наконец, провести первое мероприятие. Далее - первые ощущения и выводы.



Брестская предыстория

Недавно мне довелось поработать разработчиком и ведущим игры-профориентации про ИТ-профессии для ИТ-школы MyFreedom. Это была игра живого действия, которую мы проводили для школьников Бреста. Весь сценарий игры приводить не буду, но ключевые элементы опишу:
  • 60 школьников были поделены на 6 команд, у каждой команды - свой цвет (красные, синие и т.п.), за каждой закреплен игротехник-наставник (в нашем случае, ИТ-специалисты);
  • команды становятся участниками глобального проекта по спасению планеты от зараженных вирусом роботов; каждая команда должна в конце игры предложить свое решение, нейтрализующее опасных роботов, и соответствующее полученным на входе данным;
  • игра состоит из трех блоков: совместная работа всех участников, работа по командам, презентации команд;
  • команды последовательно выполняют 4 задания по 4 профессиям: аналитик требований, дизайнер, программист и тестировщик, 
  • в ходе выполнения заданий используются как нами предоставленные документы, так и разные вспомогательные материалы: флипчарты, маркеры, стикеры и т.п.; при этом не возбраняется пользоваться никакими девайсами: мобильными, ноутбуками - пожалуйста (одна команда так и поступила, использовав навыки 3d-моделирования своего наставника для создания прототипа решения);
  • еще одна задача, которую я ставила перед собой лично - развеять некоторые мифы о некоторых ИТ-профессиях; так что, конечно, сессии подведения промежуточных итогов и обратной связи игротехника-ведущего тоже были запланированы на разных этапах игры;
  • по ходу игры используются две специальные процедуры, позволяющие детям уточнять у игротехника-ведущего дополнительную информацию; первая - в самом начале, вторая - в любой момент по ходу; главное - соблюдать правила процедур;
  • продолжительность игры - 1,5 часа. 
Сразу скажу, что при проектировании игры идей было придумано и даже в деталях расписано больше. Но времени было не очень много, и все эти идеи воплотить не удалось. Например, не успели проработать некоторые артефакты, и дети делали их по своему разумению. Однако, игра очень понравилась и детям, и взрослым. Откровенно говоря, я сама не ожидала такого успеха. Но было принято решение: к следующему разу доработать - и то, что придумали, и то, что родилось благодаря детям в ходе игры.

Как пройти в online?

В MyFreedom полетели запросы на игру из разных городов Беларуси (и мы наверняка туда доберемся). Но мы понимали, что особо не наездишься. Беларусь хоть и небольшая страна, но мест, где было бы полезно провести такую игру, сотни - везде не доберешься. Кроме того, у очного формата был один нюанс: 60 детей в одном помещении, которые вошли в раж, креативят идеи, дискутируют - это сложно, и хорошо бы каждой команде иметь свое пространство, в котором ей никто не будет мешать. 
Стало очевидно: нужно переходить в онлайн. Первая мысль - вебинары. Прокручивая в голове сценарий, обнаружила несколько узких мест, которые появились бы в в-классе.
  • Сложно отследить, представители какой команды к тебе обращаются. Единственное, что пришло в голову - это приписывать при регистрации к фамилиям цвет команды. Но тогда надо было брать всю регистрацию на себя, проводить ее вручную - на это не было ресурсов, и нам необходима была именно саморегистрация. А уже потом зарегистрированных мы бы распределили по командам.
  • В-класс - это одна рабочая доска. По крайней мере, та платформа, которая была доступна нам. А у нас несколько команд, каждой из которых нужно по несколько досок. При этом голосовое обсуждение одной команды не должно мешать другой. 
  • Создавать несколько вебинаров, по которым разводить детей по командам, не вариант: для этого пришлось бы регистрировать детей вручную на эти "командные" вебинары - времени не было на это. Плюс большой по ущербу и вероятности риск, что заблудятся в автоматических уведомлениях и т.п. Нужно, чтобы переход в другую "комнату", происходил мгновенно, без лишних регистраций.
  • Игротехнику-ведущему нужно перемещаться между командами. И в этом смысле зарегистрировать его сразу на 7 (1 общий + 6 командных) вебинаров не так и сложно. Но если в общем помещении его найти и позвать не сложно, то как найти его в одной из 7 "комнат"? И кого отправить на поиски? Наставник нужен в своей "комнате", а ребенок может заблудиться среди множества ссылок и... вообще уйти. Да и в случае с ребенком, получается, что каждого школьника надо было регистрировать на все 7 вебинаров! Не вариант.
  • Функциональность самих досок - отдельный разговор. Детям должно быть мгновенно понятно, что и как на доске делать. Наставнику нужно видеть все доски, быстро реагировать, помогать. На них должно быть можно:
    • рисовать,
    • клеить разноцветные стикеры,
    • проектировать файлы разных типов: видео, документы, ссылки.
  • Много нюансов было и в этапе презентаций результатов. В Бресте дети просто выходили со своими плакатами или демонстрировали электронные материалы на проекторе. Остальные слушали, потом задавали вопросы. В нашем случае, виделось два решения:
    • всех вернуть в общий вебинар, и давать слово по очереди; тогда будет много возни, пока они загрузят свои наработки; а если еще часть наработок будет нарисована на досках в других вебинарах, то надо будет перед презентацией еще скриншотов наделать; 
    • переходить по "комнатам" всем вместе, но о сложностях уже писала выше.
  • Даже если бы мы воспользовались в-классом, в котором можно а) создавать несколько досок, б) давать возможность слушателям самим по этим доскам перемещаться (есть такой вообще? Мираполис если только?), то оставался вопрос, не имеющий решения вообще: вести запись всего, что на этих досках происходит.
Были и другие размышления, но стало очевидно: в-класс не подойдет. Даже когда было решено, что в онлайн не будем набирать 60 человек, а попробуем на более компактной группе, в 3-4 команды - сути проблем не меняло.

Почему vAcademia?

И тогда я вспомнила про сервис vAcademia. Я уже знала, что количество досок в одной локации вообще не проблема. Оставалось разобраться, как организовать все активности и передвижения по ходу игры. Решения наших проблем нашлись!


  • Большой выбор локаций. Искала подходящую - нашла локацию "Звезда": 5 разноцветных залов-лучей с общим залом в центре, поделенным на 5 цветных зон. То, что надо по сценарию! Одна учетная запись, один вход на платформу, никаких ссылок в почте, и наглядно видно, где свои - по цвету. Главное - знать, что ты "красный".
  • Быстрый переход между локациями. В нужный момент наставник в один клик переходит в свою локацию (просто кликнув по ней), и отправляет приглашение, просто выбрав своих детей из списка. Для детей - вообще один клик: либо на локации нужного цвета, либо на приглашении. Аналогично - позвать меня в любую локацию, где бы я ни находилась: наставник высылает приглашение, клик - я на месте.
  • Виртуальные доски. Любое количество - хоть каждому свою. Добавляются в любой момент, расставляются как угодно, хоть "елочкой". Используются для:
    • трансляции: фото, видео, экранов, снимков экранов, чата;
    • работы со стикерами - разных цветов, больших, средних и маленьких, с возможностью ввести текст или загрузить картинку;
    • рисования разноцветными маркерами; иными словами, расчертить доску заранее и/или, загрузить на нее какой-то "рабочий стол", на котором потом будет что-то наклеиваться и рисоваться - вообще никакой не вопрос.
  • 3d-запись. Эта возможность вообще доступна пока только в vAcademia. Я часто шучу, что если вы ведете занятия в vAcademia, и к вам придет очередная мама очередной недооцененной деточки, то покажите ей запись: там очень хорошо видно, что деточка в какой момент делала, причем, с любого ракурса, хоть с высоты птичьего полета :) А если без шуток, то возможность сделать и проанализировать записи всего, что происходило во всех локациях, и прямо в записях перемещаться между рабочими досками - переоценить трудно. 
  • Видна реакция! Не только видно, если кто-то печатает (это и в в-классе так) - видно, если кто-то переключился в другое окно: аватар засыпает. Мне такие сигналы очень помогали "будить" заснувших :)
Из замеченных минусов:
  • необходимость инсталлировать на компьютер;
  • 3d-среда - это необходимость управлять не экранами, а камерой, и это поначалу совсем непривычно;
  • мобильный интернет не потянул - участвовать можно, но несколько раз выбрасывало.
Здесь расчет был только на то, что тинейджеры - люди привычные: легко инсталлируют систему, а опыт 3d-игр позволит быстро наловчиться с камерой и перемещениями аватара. Ну и немного на фан: оба моих ребенка присутствовали при моих экспериментах - я видела, что они заинтересованно поглядывали, что за такой вебинар я веду :) Не пришли потому, что тема им неактуальна: старший решил уже для себя, что ИТ не для него, а младший - что из всего ИТ ему интересно только цифровое видео.

Что получилось в результате?

Забегая вперед, скажу, что не получилось многое из задуманного. Причины, как у любого первого опыта - мы просто не предусмотрели каких-то нюансов, потому что просто не знали, что они могут возникнуть. Потому что на подготовительном этапе все проходило гладко. 

Итак, сначала то, что НЕ получилось.
  • В ходе "расстановки стульев" за полчаса до прихода гостей пришлось отказаться от стикерной доски (а она у нас в нескольких местах сценария использовалась) и от доски для рисования. Потому что любой участник мог ее очистить в любой момент, а мы не нашли, как это отключить (позже узнала, что это настраивается). Таким образом, пришлось на ходу создавать такие доски в Google Disk и давать ссылки туда. А доски в "зале" превратились во вспомогательные - чтобы расшарить полезные скриншоты, картинки и др. полезные материалы.
  • Погружающее видео не загрузилось на доску. И по какой-то причине версия с YouTube не удалось расшарить - опять не разобрались, как настроить, чтобы все заработало (уже знаю, что это делается). Пришлось давать ссылку на YouTube, чтобы смотрели там. 
  • Детей пришло мало, поэтому работали одной командой - то есть навигация по локациям не пригодилась - все работали в одном "зале". Необходимость игротехников-наставников тоже отпала - с одной группой я могла справиться и сама.
    Тем не менее, наставники не сидели просто так - помогали быстро находить материалы-подсказки, и публиковали их в чат или на доску, а также в специальную группу в ВКонтакте, которую создали как раз на случай, чтобы держать связь с теми, у кого возникают проблемы с подключением и т.п. Просматривали вместе работы, которые делали дети, подбадривали, хвалили - в общем, никакого вреда, кроме пользы :) И пользуясь случаем, хочу поблагодарить их за помощь и поддержку - меня успокаивало их присутствие.
  • По времени уложиться в 1,5 часа, как в очном режиме, не удалось - получилось 3 часа, с перерывом. Но большинство детей остались до конца.  
Что получилось.
  • Дети действительно без всяких затруднений разобрались, как управлять аватаром и камерой. Просто по опыту знаю, что взрослых даже сесть на стул надо учить. С детьми не так: они зашли - мы сидим, они сразу просекли, что можно сесть, нашли как и сели рядом. Кто-то сказал, что камера управляется как в играх. То есть рассчитывать, что дети в этой среде разберутся быстро, без предварительной подготовки, можно.
  • Дети также быстро приноровились использовать эмоции аватара: хлопать или кричать "Вау", когда все получилось или когда их похвалили. Когда объявила перерыв и сказала, мол, разомнитесь, некоторые подняли аватаров и стали танцевать - вроде и баловство, но уместное и... как в жизни :)
  • Для общения быстро приноровились использовать чат. Хотя могли и микрофон включить, и я переживала, что буду, как в скайпе, просить отключить микрофоны. Но нет: нет команды "микрофонить" - будем чатиться.
  • Само занятие дети оценили как очень интересное и познавательное. К чему мы, в общем, и стремились. 
Таким образом, все наши косяки - косяки организационные, а не ограничения платформы. Платформа бы не подвела - подвело отсутствие опыта подготовки мероприятий в конкретно этой среде. То, что мы делали, и то, как мы это делали, вполне можно было бы делать в обычном виртуальном классе. Но то, как мы задумали, отлично ложилось именно в этот сервис. Я даже немного правила сценарий, когда разобралась с возможностями платформы.

Про красивости

Отвечу на некоторые комментарии, которые уже появились в Facebook, о качестве графики и "визуальном насилии". Надо понимать следующее.
  1. Все есть вопрос приоритетов. С моей точки зрения, в vAcademia первична деятельность, а не то, как выглядит твой аватар (хотя я вот лично давно не была такой стройной...:)). Даже если бы аватары были в виде "палка, палка, огуречек", среда выполняла бы свою ключевую функцию. Просто посмотрите, как дети с равным удовольствием играют в "Майнкрафт" и в, например, World of Tanks, и поймите, что для них важно не количество пикселей или полигонов, а что-то другое.
  2. Когда-то и у нас было "трудное детство, 8-битные игрушки". Помню, как в 90-х в компьютерном классе БГПУ по вечерам собирались студенты и умоляли лаборанта пустить на разочек на преподавательский 286-й - потому что там в "Цивилизацию" можно было играть совсем не так, как на студенческом 86-м. А какие мощности нужны для современных игр? Мы о таких и не мечтали. А времени-то прошло - кот наплакал. Уверена, что и качество графики постепенно будет нарастать в vAcademia. 
  3. Нельзя забывать, что онлайн-обучение, как правило, запускается, чтобы обеспечить доступ к обучению там, где оно недоступно сейчас. И поверьте, не у каждого мальчишки из маленького городка или поселка есть компьютер и/или интернет-канал, который потянет крутую графику. То есть по крайней мере, должны быть предусмотрены настройки качества картинки, звука и т.п. (кстати, в vAcademia они повсюду).
  4. Виртуальная реальность - это не только и не столько аватары. Это возможности, которые зачастую не дает плоская среда. Пример - любая учебная ситуация, в которой надо манипулировать любым 3-мерным объектом. Зачастую таким, который вам не доступен в реальной жизни: ракета, сложный станок, корова и т.п. 
  5. В конце концов, может быть, у вас такая задача не стоит пока, что вам нужен такой сервис гораздо больше, чем качественная графика на нем. Так вы бы просто в этом признались (себе, в первую очередь), а не делали выводы, что виртуальная реальность - фе, потому что там картинки некрасивые.

Мои личные выводы

  • Надо изучать возможности дальше.
  • Надо тщательнее готовиться и репетировать весь сценарий.
  • Надо иметь запасной вариант, если вдруг какой-то блок даст сбой.
  • Надо уважать чужой труд. И прежде, чем придираться к какому-то продукту, разобраться в его деталях.
  • Надо помнить:
    • технология подбирается под сценарий, а не наоборот, 
    • самые интересные решения происходят на стыке технологий и подходов.