воскресенье, 31 июля 2016 г.

Летняя школа e-learning. Выпуск 11-й

Наверное, это будет первая публикация о Школе, в которой не будет ни слова с позиции организатора - просто потому, что в этот раз я, как организатор, почти ни о чем не думала. За что отдельное спасибо как всем участникам, так и принимавшему нас "Фестивальному". Мой отзыв в этот раз - это отзыв участника.

День 1-й. Фантастические артефакты Натальи Кузнецовой

До сих пор все Школы открывали белорусские ведущие - по закону гостеприимства, так сказать. В этот раз эта традиция была нарушена: Школу открывала россиянка Наталья Кузнецова, известная в сообществе ведущая вебинаров про e-learning, человек творческий и разносторонний. Забегая вперед, скажу, что из 6 мастер-классов ни один, пожалуй, не смог бы так раскрепостить участников и настроить их на командную работу на все 4 дня.

Ибо нас ждала игра в стиле фентези. Нас разделили на 4 страны, подчиненные 4 основным стихиям - Воды, Огня, Земли и Воздуха. Нам нужно было построить общий мир, в котором нет границ, и все страны приносят друг другу пользу. Для этого нужно было включить несколько артефактов, а потом из подручных материалов построить мост, по которому в общую чашу спустить камни разных стихий. Чаша и камни были настоящие, и мосты мы тоже строили настоящие.

Идея мастер-класса была в том, чтобы показать собравшимся экспертам (а состав в этот раз был очень сильный), как не угодить в ловушки компетентности. Мы учились видеть одну и ту же задачу с позиции разных ценностей.
К сожалению, учились не на своей предметной области, а на абстрактной задаче. Уверена, если бы мы строили не новый мир, а создавали университет (пусть даже Хогвардс), то все ловушки вылезли бы как миленькие, и мы бы как раз нарвали шаблонов. 
Но Наташа нас с самого начала предупредила: будет эксперимент, и может не получиться. И меня порадовало, что все включились в этот эксперимент и прошли его до конца с большим задором, выполняя все задания - даже те, что не до конца были понятны. И вся критика была очень конструктивной, много было советов и идей, как улучшить.

А теперь о прекрасном. Наташа - гений метафор. Сколько идей заданий для электронных курсов я скреативила благодаря ее мастер-классу! Артефактом в этой игре был набор элементов, которые образовывали определенную форму на слайде. Нужно было найти место для каждого элемента - иначе артефакт "не заработает". А ведь сделать такие задания в том же iSpring совсем несложно - если, конечно, их сначала придумать :)
Аналогично - с мостом, который нужно строить, чтобы по нему наполнить общую для всех команд чашу. Онлайн-сервисов, с помощью которых можно сымитировать такую чашу с мостами, которые нужно построить - воз и маленькая тележка. Вот вам и геймификация в чистом виде. Только включай креатив!
В общем, спасибо Наташе: меня из пары ловушек компетентности точно вывела. Попробую на одном из курсов реализовать некоторые появившиеся задумки.


День 2-й. Белорусский

Все белорусские ведущие выступали именно в этот день. Можно сказать, что этот день был посвящен бизнес-анализу. Но по порядку.

Сначала на мастер-классе Виктории Пилипцевич мы анализировали заинтересованных лиц образовательных продуктов. И, увы, подтвердились некоторые мои опасения.
  • При создании образовательных продуктов мы в лучшем случае собираем хотелки Заказчика и худо-бедно анализируем целевую аудиторию. Мы теряем большие группы заинтересованных лиц (стейкхолдеров), т.е. не учитываем их интересы. В итоге получаем большие группы противодействующих там, где должны бы получить большие группы поддерживающих. 
  • Причина 1 этих потерь - мы попросту путаемся в понятии "заинтересованное лицо". Даже когда даешь определение, кто такой стейкхолдер, туда невероятным образом попадают все те, кто совсем не заинтересован в продукте (то есть те, чьи интересы вообще не надо учитывать) - например, конкуренты. Логика простая: раз оказывает влияние, значит, стейкхолдер. Видимо, потому и побаиваемся делать некоторые шаги - что "стейкхолдеры"-конкуренты подгадить могут.
  • Причина 2 - боязнь объема работ, связанных с анализом стейкхолдеров. "Нам бы хотя бы этих учесть" - очень популярная позиция. Еще более популярная - "А этих никто и не спрашивает" - странным образом формируется именно по отношению к обучаемым. Так что копья про мотивацию в обучении еще ломать и ломать: кто такой обучаемый, чтобы учитывать его интересы?
На моей части мастер-класса по анализу данных я сделала еще два вывода: утешительный и не очень. 
  • Утешительный. Участники пришли к выводу, что образованию нужны аналитики. Особенно - при внедрении ИТ в учебный процесс. Аналитики, которые соберут корректные модели данных и помогут выбрать необходимые решения.
  • Неутешительный. Объем и сложность аналитических работ может напугать, и от аналитики могут отказаться. Особенно - при создании востребованных на рынке программ для подготовки сильно недостающих специалистов. Быстрое, пусть и неподходящее решение, выиграет у тщательно взвешенного - даже если оно не дает высоких результатов (проклятые 20% результативных выпускников и тут включаются). Проще подогнать процесс под громоздкую, но готовую платформу, чем подобрать простые ИТ-решения и сделать процесс таким, каким он должен быть. 
Единственная надежда - творческие преподаватели, которые как раз внедряют технологии в свой процесс аккуратно, по шажочку, на тех участках, которые готовы передавать компьютеру.
Буду много думать над этим. По крайней мере, мой энтузиазм на предмет переноса технологий проектирования ИТ-решений на образовательные проекты поубавился. Надеюсь, что временно.



Вторая часть мастер-класса по управлению данными была "на совести" Сергея Запорожченко. И тут меня тоже ждали два инсайта.
  • Я разобралась наконец-то, что такое TinCan, и поняла, что это то решение, которого я ждала.
  • Но, вероятно, ждала я его напрасно: аналитика, которую я хотела бы собирать по ходу обучения, будет таких объемов, которые адекватно переработать вряд ли представляется возможным. 
То есть и здесь рассчитывать можно только на преподавательское мастерство и интуицию.

День 3-й. Мобильный и визуально выверенный

В очередной раз убедилась: если ведущий сильно интересуется темой, если готов рыть и рыть интересное в ее направлении, то мастер-класс получается на славу, а ведущий попадает в претенденты на главный приз. В этот день выступали сразу два таких ведущих! Неудивительно, что при выборе главного победителя Александр Шумилин и Константин Бугайчук набрали поровну голосов в обоих турах голосования, и пришлось изобретать нестандартный способ голосования. :)

Александр Шумилин реализовал зародившийся в 2013 году "школьный" принцип щедрости: делился опытом, мыслями, ссылками, идеями, кейсами и тренерским мастерством. Я думаю, многие посмотрели на m-learning с нового ракурса. Так что совершенно не удивлюсь, если в ближайшее время у "школьников" появятся как минимум элементы m-learning в курсах. 

При этом мы успели разработать концепции 5 мобильных курсов. И, к большой моей радости, практически все команды пришли к двум выводам.
  • Мобильный курс - это, скорее, приложение или платформа с мобильным доступом, а не поднадоевший уже формат "тексты+тесты". Само мобильное устройство уведет от пассивной концепции к активному обучению. Хотя бы потому, что это устройство индивидуальное, и каждый использует его так, как ему удобно, и настроит любое ваше приложение так, как ему удобно.
  • Есть совершенно конкретные истории (переняла это словечко у Саши), для которых мобильное обучение подходит. И ровно там его и надо использовать. И, как правило, оно будет дополнительным элементом, позволяющим носить обучение в кармане.
Отдельно хочу выделить один из "мобильных курсов". Этот курс назывался "Чертенок № 13" и был предназначен для обучению делать пакости. Он набрал больше всего "денег", и сорвал больше всего аплодисментов. Его придумали 4 человека из поколения Х, и еще 17 "иксов" активно поддержали. Потому что желание получить фан, нестандартный продукт, возможность оторваться - это не особенность Ys и Zs. Мы все любим играть, нам всем нужен фан! И мы столько всего уже видели, что если продукт не удивляет, не цепляет, не выделяется, то он и не продается. 

Во второй половине дня Костя Бугайчук на собственной шкуре показал, как милиционер может стать дизайнером :) Он брал слайды из презентаций и электронных курсов "до дизайна" (в том числе - и свои) и показывал, как с помощью принципов дизайна и типографики привести их в совершенно неузнаваемое состояние, убрав все косяки и ошибки и добившись нужного эффекта. 
Иными словами, он наглядно продемонстрировал:
  • дизайн - это не рисование, а проектирование;
  • даже на базовых знаниях, потренировавшись, можно сотворить маленькое чудо;
  • визуальное оформление - это совсем не мелочь, и даже маленький нюанс может существенно повлиять на восприятие. 

День 4-й. "Непростой" CourseLab

Ведущий, которого я заманивала несколько лет, и наконец заманила - Сергей Колков, мой личный образец вдохновения в разработке е-курсов. Его курсы - это классический пример, когда все на своем месте. Нужна игра - будет игра. Нужен текст с файлом на скачивание - будет текст с файлом на скачивание. Ничего лишнего. Все на месте. У всего есть обоснование. Все реализовано просто и элегантно. 
Обсуждали перед отъездом мастер-класс с Сергеем Запорожченко, и я говорю: 
- Видишь, простой CourseLab, а сколько всего можно выкрутить!
- Нет, - говорит. - Это уже непростой CourseLab.
- Да, - соглашаюсь я. - Это хорошая иллюстрация, что курсы делает не софт, а человек.
- Не человек, а Мастер. 
Сережа Колков вдохновил многих.
  • Во-первых, он методично показал, как последовательно от цели курса дойти до содержания и реализации этого содержания. 
  • Во-вторых, сам того не зная, поддержал принцип щедрости Школ россыпью совершенно замечательных примеров и идей для электронных курсов. И, что примечательно, к тому моменту, как он стал ими сыпать, у нас уже было четко сложено, к чему что относится.
  • В-третьих, он напоминал нам на каждом шагу о возможных рисках и ошибках проектирования, убеждался, что мы понимаем, что делаем, и как будем потом будет это использовать. При этом не навязывал своих решений.
  • В-четвертых, он наглядно показал, насколько эффективным инструментом может быть слайдовый курс.

Подводя итоги

Итоги есть общеШкольные и личные. Личные я подвела выше. Общешкольные - это, конечно, выбранные по итогам работы победители.
  • Мастером разработки е-курсов стал Сергей Колков.
  • Мастером управления проектами e-learning - Александр Шумилин.
  • Гроссмейстером Школы уже в третий раз стал Константин Бугайчук.

Также я в очередной раз порадовалась, что голоса получили очень многие участники, а не только трое победителей :) И по секрету мне многие признавались, что их впечатлил тот или иной участник. Меня саму несколько новичков очень впечатлили - планирую на следующей Школе предложить им выступить ведущими.

Благодарности

Благодарностей море.
  • К "ветеранам", кто приезжает из года в год. Клиенты, которые стали друзьями. Радость встречи с которыми просто невозможно описать. Как и грусть очередного расставания.
  • К новичкам, которые приезжают и принимают правила игры. Обогащают нас своим опытом. Открываются для нас с новой, не виртуальной стороны. 
  • К тем, кто помогает в оргвопросах - отвезти кого-то или что-то, донести, привести в порядок столы и зал, приготовить шашлык и накрыть стол. "Лена, помощь нужна?" - я сбилась со счета, сколько раз я слышала эту фразу. А иногда и попросить не успевала: уже везут, несут, наводят порядок.
  • К тем, кто страхует меня. Я каждый раз чуть не плачу, когда мои "ветераны" говорят мне по секрету, что если вдруг какой форс-мажор, и кто-то из ведущих выйдет из обоймы, то они подготовили мастер-класс - могут подстраховать. Понимаете, вот классный специалист приезжает, платит за участие, и при этом готовит авторский, уникальный мастер-класс - на всякий случай. Чтобы просто подстраховать мою программу, если что! 
  • К тем, кто помогает призами. В этом году нам в очередной раз помогли наши старые друзья - компания iSpring. И новые друзья - коллеги из Украины, разработчики LMS Collaborator (личное спасибо Мирославу Боцуле). И "Альпина Паблишерз" - отлично переведенной книгой "E-learning". И организаторы конференции EdCrunch выделили моим Мастерам три путевки.
  • К сотрудникам загородного клуба "Фестивальный". О нас заботились. Наши вопросы решали. Нам шли навстречу всегда, когда мы просили. С нами были предельно корректны и вежливы. Пожалуй, никогда еще мне не было так комфортно организовывать мероприятие.
Мы каждую Школу делаем вместе! Вливайтесь к нам через год, с 25 по 28 июля - на Международной летней школе e-learning 2017. До встречи в Беларуси!