вторник, 20 января 2015 г.

Неправильный e-learning. Кейс № 3

Когда я запускала свои первые дистанционные курсы на eLearning Server, я очень хотела использовать как можно больше фич. Особенно меня воодушевили две фичи:

  • возможность указать, на какой по счету день курса становится доступным материал;
  • возможность настроить дедлайны сдачи тестов и штрафы за просрочку. 
Я тогда вообще очень впечатлялась фичами, создающими иллюзию контроля за тем, кто когда чего учит и сдает. Настроила, когда что открывается, наставила дедлайнов с прогрессирующими штрафами за каждые лишние 3 дня и осталась собой очень довольна. А как хорошо сочетались красные цифры штрафов с тестами в расписании - мррр!..

Через какое-то время студенты стали спрашивать, а нельзя ли уже получить доступ к следующей теме, потому что они все сделали. Замучавшись открывать доступ каждому индивидуально, я психанула, и открыла доступ ко всему на весь триместр.

Дальше - больше. Студенты начали делиться впечатлениями про тесты.
Одна девушка рассказала, что чувствует себя после каждой темы как на экзамене в ГАИ. И есть страх, что если не сдашь, то потом можно не успеть.
Вторая сказала, что руки опускаются и ничего не хочется делать, если не успела вовремя, идешь в расписание, а там эти жуткие красные цифры.
Чудесный парень (один из самых лучших моих выпускников), который немного заикался, рассказал, как у него трясутся коленки и потеют ладошки, когда он проходит тесты.
В общем, после прочтения этих откровений у меня самой начали ладошки потеть. И я побежала отключать штрафы.

На второй своей дистанционной группе я решила воспользоваться другой полезной фичей: настройкой правил доступа к материалам. Материалы у меня были 4 видов: PPT-лекции, лабораторные работы (пошаговые инструкции по созданию иллюстраций), тесты и творческие задания. У каждого типа заданий был свой вес в рамках курса. Я завязала доступ на средневзвешенную оценку курса. Таким образом, слушатели могли сами решать - тест пересдать или исправить какое-то задание для доступа к следующей теме.
Провозилась я с разработкой и настройкой этих правил пару дней. И не зря! Слушатели проходили курс с той скоростью, с которой они были готовы: кто-то распределялся на весь триместр, кто-то справлялся за 2 недели. Я только успевала вывешивать работы в специальной теме на форуме. И тут сработал еще один эффект: когда видишь, как кто-то уже "дорос до мелких шалостей", а ты застрял на чем-то попроще, это подстегивает работать быстрее и проходить курс дальше.
Но злые тесты все еще трясли коленки моих студентов... Особо смелые намекали: нельзя ли как-нибудь без тестов?..

В третьей группе я поставила вес теста в курсе равным 0 и сказала, что тесты есть, что они для самопроверки, на итоговую оценку не влияют никак. Кто захочет - тому назначу. И вся группа попросила: "Включайте, конечно!" Результаты теста они разбирали сами, чтобы понять, по каким вопросам нужно еще раз повторить. Со второго раза все сдавали тест на 100%. Многие благодарили, что дала возможность проверять себя, и коленки с ладошками были в порядке.

Тогда же еще один интересный момент заметила. Одни проходили их сразу после изучения темы, чтобы проверить, и только потом приступали к практике. Вторые - сначала делали все практические работы, а потом проходили тесты, чтобы понять, как они усвоили тему. Тогда я поняла, что и последовательность, что в каком порядке изучать, я тоже напрасно пыталась взять под контроль.

И вот сегодня я начала очередную попытку поучиться на Coursera. И снова здравствуйте, как говорится.

  • Новые материалы открываются по понедельникам. Сижу теперь, плюю в потолок, хотя у меня есть свободное время, а с понедельника его может не стать. Материал, который я сегодня изучала, пока еще свеж, и самое время продолжать - но нет: кто-то почему-то решил, что я должна ждать.
  • Дедлайны на тесты, привет! 
  • А вот до чего я на своей ранней стадии не додумалась - за правильный ответ ставить или 0, или 1. С вопросами, где только один вариант верный, все норм. Но в вопросах с несколькими верными нужно полное совпадение верных и неверных, чтобы получить 1. Для обоснования, что так надо, даже теорию вероятностей притянули - с какой вероятностью можно легко набрать баллы за ответ, если натыкать "галочки", не разобравшись в материале. И это, дескать, мотивирует усвоить материал полностью. А если сдал на 0,8, то не мотивирует. 
В общем, нам не доверяют. Никто не верит, что нам курс интересен. Поэтому проверяют нас:

  • на готовность ждать неделю, даже если ты жаждешь продолжения сейчас же;
  • на стремление не прокликать, а разобраться;
  • на стрессоустойчивость перед лицом "красных цифр".

Это мне, видимо, наказание за мои эксперименты над людьми в 2007-м... Так что Вселенная не дремлет, делайте все сразу правильно! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий