среда, 2 апреля 2014 г.

Анализ запроса на курс

Представьте, что вам надо разработать программу обучения для сотрудников вашей организации. Для пущей конкретности возьмем в качестве примера программу обучения тьюторов бизнес-школы. Что включать в содержание программы? Как обучить именно тому, что необходимо, а не тому, что сам знаешь? Предлагаю несложный алгоритм.

Шаг 1. Выпишите перечень функциональных задач, которые выполняет сотрудник
В нашем примере пускай это будут:

  • Разработка учебных материалов
  • Проведение учебных занятий
  • Разработка индивидуальных планов на учебный год
  • и т.п.
Шаг 2. Для каждой функциональной задачи выпишите список типовых рабочих ситуаций
Например, для разработки учебных материалов типовыми рабочими ситуациями будут:

  • Разработка презентаций по заданной теме к определенному сроку
  • Разработка раздаточного материала по курсу к определенному сроку
  • Разработка контрольного теста по курсу на учебном портале
  • и т.п.

Шаг 3. Выпишите бизнес-правила, которыми контролируются рабочие ситуации
Все рабочие задачи регулируются бизнес-правилами - т.е. такими положениями, которые определяют или ограничивают какие-либо стороны бизнеса. Бизнес-правила могут быть как внешними (например, законодательство), так и внутренними (например, корпоративные стандарты). При этом внутренние бизнес-правила могут быть не всегда где-то зафиксированы - просто все всегда делали так. 
Для формулировки бизнес-правил может пригодиться один из вариантов их классификации:
Тип
Описание
Пример
Факт
Верное утверждение о бизнесе Заказчика программы обучения
Тьюторы могут быть совместителями.
Ограничение
Ограничения, которые действуют на возможности заинтересованных лиц
Тестовые вопросы закрытого типа должны иметь не менее 5 вариантов ответов
Активатор
При определенных условиях приводит к выполнению каких-либо действий
Ежегодно в первую неделю июля в организации проводится Школа тьюторов.
Вычисление
Определяет вычисления с использованием математических формул и алгоритмов
Контрольный тест должен содержать N*10 тестовых вопросов, где N - количество тем курса
Вывод
При определенных условиях приводит к изменению состояния каких-либо сущностей
Если тьютор не предоставил рукопись для раздаточного материала вовремя, его оплата за этот вид работы снижается на 50%
Термин
Важные для бизнеса термины и сокращения
Форум по курсу - это специальный форум на учебном портале, который доступен только преподавателям и слушателям курса

Шаг 4. Выпишите проблемы, которые чаще всего возникают у сотрудников, когда они оказываются в таких рабочих ситуациях.
Крайне важно, чтобы эти проблемы были сформулированы не "из головы", а реально выявлены. Для этого все уже изобретено: опросы сотрудников и их руководителей, наблюдения на рабочих местах, снимок рабочего дня и т.д.
Второй момент, на который обязательно надо обратить внимание - не все сформулированные проблемы могут решаться обучением. Например, если окажется, что при проведении вебинаров у тьютора возникают перебои связи, это организационная проблема, которая относится к недостатками инфраструктуры, а не сотрудника.
Например, при разработке контрольных тестов могут возникнуть следующие проблемы:

  • недостаточное количество тестовых вопросов;
  • ошибки с настройкой доступа для слушателей
  • и т.п.
Шаг 5. Перечислите пробелы в знаниях и умениях, из-за которых возникают проблемы.
Пример приведен в этой таблице.
Шаг 6. Определите, какие из выявленных пробелов вы можете закрыть в рамках обучения в вашей организации.
В приведенном примере вряд ли есть смысл включать в программу блок по изучению правил русского языка. По правилам оформления презентаций и раздаточных материалов (если они зафиксированы) сотрудник также обязан ознакомиться самостоятельно и соблюдать их. И хорошо понимать, что произойдет, если он этого не будет делать.
Шаг 7. Структурируйте выявленные пробелы в знаниях и умениях в темы. 
Избегайте "золочения" содержания с целью "общего развития". Если вам что-то кажется полезным, но к выявленным проблемам это не относится, не включайте это в обязательную программу обучения. Лучше создайте список полезных ссылок для самых жадных до знаний.
***
Как думаете, коллеги, в университетах можно применить такой подход?

9 комментариев:

  1. В тех университетах где я работал и на тех кафедрах не применить такой подход по причине, что подавляющее большинство преподавателей не имеют необходимого и (или) достаточного практического опыта работы в своей предметной области. Есть ещё ряд дополнительных причин.

    ОтветитьУдалить
  2. Валерий, можете подробнее про дополнительные причины?

    ОтветитьУдалить
  3. Елена, большинство доп. причин вытекают из названной. Вот на шаге 4 Вы пишите "Крайне важно, чтобы эти проблемы были сформулированы не "из головы", а реально выявлены." - полностью с Вами согласен на счет "не из головы", но чаще всего (на основе моего опыта, при этом допускаю, что он может быть порочным) взаимодействие преподавателей с с действующими субъектами предметной области либо минимально-формальное, фрагментарное, либо отсутствует вообще. Ну и самый главный вопрос, препятствующий такому подходу разработки учебных программ в университетах (опять только о том, что я знаю лично) - Зачем? Кому это нужно? ;)

    ОтветитьУдалить
  4. Елена, спасибо за интересный пост.
    У меня возник вопрос по этому поводу.
    Не кажется ли вам, что самым первым действием в этот алгоритм стоит включить вопрос: "А зачем мы все это будем делать?". Если бы мне поступил запрос: "Денис, а сделай-ка нам программу обучения менеджеров", моей первой реакцией было бы именно допытаться, а надо ли это вообще, и если надо, то для чего?

    Если бы я получил ответ - "У нас есть проблемы с решением таких-то и таких-то задач", то потом бы было разумно, на мой взгляд, понять проблемы, которые надо решить - т.е. шаг 4 в вашем алгоритме, потом сформулировать предмет обучения - шаги 5 и 6. И только потом я бы приступил к шагам 1-3, потому как это, на мой взгляд, не столько анализ запроса на курс, сколько начало его проектирования.

    Если же, требовалась бы разработка целой серии курсов, целиком закрывающей область знаний по какой-либо дисциплине или должности, а не отдельного курса для гашения пожара на каком-либо участке, тогда, возможно, рациональным был бы ваш подход.

    ОтветитьУдалить
  5. Денис, спасибо за комментарий! :)
    У меня встречный вопрос: часто ли Заказчик курса может ответить "А зачем нам это надо?". А даже если может, то всегда ли он эти проблемы видит целиком?
    Пример запроса: "Нужен курс по финансам для нефинансистов, чтобы другие отделы понимали, чем занимается наш отдел". Какой курс здесь на самом деле нужен: по финансам или по коммуникациям на кроссфункциональных задачах?
    Я предлагаю выявлять проблемы, отталкиваясь от деятельности, от функциональных задач, а не наоборот. И только после этого принимать решение: нужна ли "разработка целой серии курсов", или 1-2-дневный тренинг по конкретному навыку, или еще какая форма обучения. А то и вообще до обучения пока далеко, потому что организационная среда не способствует необходимому организационному поведению.

    ОтветитьУдалить
  6. Ну да, еще забыли после формализацию с помощью сценариев (use case) из которой после получаются бизнес-правила. (Могу шаблончик хороший предложить). Ездили этой дорогой - знаем.

    ОтветитьУдалить
  7. Александр, не забыли, а оставили для следующего поста! :) А шаблончик с удовольствием посмотрю! Я очень люблю шаблончики - и брать, и создавать!

    ОтветитьУдалить