понедельник, 24 марта 2014 г.

Зачем учителям бизнес-анализ

Провожу обучение группы учителей по бизнес-проектированию электронных курсов. Изучили уже несколько сложных тем, касающихся требований к электронному курсу: пользовательских, функциональных, нефункциональных.
Сегодня на вебинаре коллеги не выдержали и спросили: уверена ли я, что они смогут проделывать всю эту работу: собрать требования, проанализировать их, задокументировать и т.п.
Действительно, зачем им это вообще?
***
Я тоже так думала, пока не пришлось взять на себя курс по бизнес-анализу для ИТ-специалистов. При подготовке занятий по требованиям перелопачивала кучу источников, вспоминала свой опыт разработок (курсов, сайтов, игр). Пару раз чуть не расплакалась: сколько же косяков можно было не допустить, знай я в ту пору то, что знаю теперь! Еще пару раз аплодировала себе и коллегам, с которыми работала: сколько правильных вещей мы сделали просто по наитию!
***
Но сейчас мне хочется сказать о другом.
Учителя и преподаватели - это специалисты по обучению. Они должны знать методики преподавания, применять их в нужное время и в нужном месте. Они должны знать особенности своей аудитории (возрастные, психологические и т.п.) и уметь с ними работать. Должны уметь работать с материалом: собирать, отбирать, оформлять. И да, должны разбираться в современных ТСО (технических средствах обучения) - насколько я знаю, эту дисциплину еще "читают" в педуниверситетах.
Но когда перед ними встает задача разработать электронный курс (неважно, по поручению руководства или по личной инициативе), они должны понимать: у этой задачи может быть целое множество решений. И прежде, чем спорить, что лучше - Moodle или Google, MOOCи, перевернутые классы или что-то еще - нужно провести анализ ситуации и собрать:

  • бизнес-требования: для чего создается курс? почему электронный курс? какие проблемы Заказчика он будет решать? в какой организационной среде внедряться? какие бизнес-правила будут на него действовать? и т.п.
  • пользовательские требования: кто им будет пользоваться? как часто? на каких устройствах? сколько времени в день может выделить? чем еще занят, кроме учебы? что он считает "дружелюбным интерфейсом"? и т.п.
Только после этого можно понять, какая функциональность нужна будущему курсу и определить требования к этой функциональности. После этого начинается поиск оптимального решения и технологий для этого решения. Поднимите руку, кто знает учителей и преподавателей, которые так курсы делают? А теперь - те, кто знает место, где учителей этому учат?
Понятное дело, что это большой кусок работы. Но если учитель - добровольно или по поручению - идет в сферу разработки программного обеспечения (и именно этим и является электронный курс), то он должен понимать, во что он ввязывается. Чтобы не пришлось потом сетовать, что "они все равно ничего не учат", и делать выводы о неэффективности электронного обучения.
Но реальная ситуация такова, что делать курсы "по-быструшке" давно перестало быть зазорным. А что такого? Можно видео себя, любимого, назаписывать, выложить в сеть и назвать это дистанционным курсом. Особо продвинутым можно создать тесты из трех вопросов с двумя вариантами ответов: "Да" и "Нет". А совсем уж напористым можно будет присосаться к какой-нибудь Coursera или ее аналогу - там прокатит. Каждый может, чо!
В результате имеем кучу образовательного фаст-фуда. Типа того гамбургера, который в целлофановом пакете два месяца лежит и не портится. Многие даже едят. У некоторых даже изжога не появляется.

3 комментария:

  1. А что тут зазорного: у нас все по-быструшке происходит. У меня сейчас на повышении квалификации каждое занятие выскакивает фраза: Костя, но ведь это ж продумывать надо, а потом работать! Вот оказывается в чем дело)))

    ОтветитьУдалить
  2. Сегодня на семинаре в одном из колледжей несколько раз вставал вопрос "Как заставить?" Несклько раз удержалась от фразы: "Начните с себя!"

    ОтветитьУдалить
  3. Учителям он точно не нужен в классическом виде, но адаптированный очень даже пригодится!

    ОтветитьУдалить